Сенатор Лукин обсудил проблемы замены устаревших лифтов в России
- 16:42 25 апреля
- Евгений Василевский

Новые горизонты для лифтовой отрасли России
Сенатор Сергей Лукин принял участие в онлайн-совещании Комитета Совета Федерации по вопросам федеративного устройства, региональной политики, местного самоуправления и делам Севера. Встреча прошла 24 апреля в Москве.
Главной темой стало обсуждение выполнения плана по развитию лифтовой отрасли в России, утвержденного в ноябре 2024 года. В обсуждении участвовали представители Минпромторга, Минстроя, Минфина, Минэкономразвития России, Федеральной службы по аккредитации, Ростехнадзора, Фонда развития территорий, АО «ДОМ.РФ» и представители регионов.
Сергей Лукин отметил важность решения проблем с лифтами. По данным Минстроя, в России 59 тысяч лифтов отработали свой срок, а к 2030 году их число вырастет до 110 тысяч.
Причины:
- Медленный сбор средств на капитальный ремонт.
- Непроведение конкурсов на замену лифтов (в 2024 году не состоялись конкурсы на замену 4 тысяч лифтов).
- Высокая ключевая ставка Центробанка.
- Небольшие авансы от фондов капремонта (0-30%).
Сергей Лукин также указал на долгие сроки оплаты (до 5 лет), делающие проекты неинтересными для бизнеса. Российские заводы, такие как Щербинский лифтостроительный, «Евролифтмаш», «Мослифт», могут выпускать до 50 тысяч лифтов в год, но работают не в полную силу.
Минпромторг и «ДОМ.РФ» предложили льготный факторинг для снижения финансовой нагрузки на заводы, ускорения замены лифтов на 2 тысячи штук в год и экономии до 1 миллиона рублей на каждом лифте.
Пример Воронежской области: в 2024 году заменено 655 лифтов в 208 домах. В 2025 году планируется замена 350 лифтов в 90 домах (взносы на счет регионального оператора) и 1084 лифтов в 256 домах (специальные счета). Общая стоимость работ – 4 миллиарда 331 миллион рублей.
Сенатор подчеркнул необходимость федеральной поддержки, особенно при высокой ключевой ставке, для всех регионов.
Обсуждалась возможность обязательного аванса в 80% от стоимости договора, но Минстрой опасается замедления замены лифтов. В итоге решено активнее использовать льготный факторинг.
Сергей Лукин резюмировал, что проблема изношенных лифтов требует комплексного подхода и государственной поддержки. Реализация дорожной карты должна улучшить качество жизни граждан и дать импульс российской промышленности.