Главная ценность бульвара Карла Маркса гибнет: деревья засыхают после повреждения корней при ремонте
- 21:23 23 сентября
- Евгений Василевский

Зеленая улица под угрозой исчезновения
Зеленые насаждения, особенно крупные деревья, представляют собой основную ценность бульвара Карла Маркса как для горожан, так и с финансовой точки зрения. В ходе разработки концепции реконструкции было установлено, что озеленение является ключевым приоритетом для жителей этой территории.
Однако ремонтные работы часто приводят к уничтожению растительности в местах их проведения. Даже если стволы деревьев не вырубают, они могут получить повреждения, приводящие к их засыханию в течение нескольких лет. Защитить стволы относительно просто, но корневая система является главной уязвимостью. Дерево может погибнуть не только при вырубке над землей, но и при повреждении корней под ней. В случае повреждения корневой системы дерево погибает окончательно, тогда как при сохранении корней от пня может пойти новая поросль.
За последние пять лет накоплен значительный опыт, демонстрирующий, как деревья повреждаются во время ремонтных работ и впоследствии засыхают, как сразу, так и постепенно. Примеры этой проблемы можно увидеть на проспекте Революции, который примыкает к бульвару Карла Маркса.
Например, в начале ремонта проспекта Революции на тротуаре рос крупный и здоровый каштан, который даже мэрия признала "красивым и сильным".
При укладке плитки у этого дерева были отрублены корни, после чего оно почти сразу начало сохнуть, и с каждым годом его состояние ухудшалось. Возможно, каштан удалось бы спасти, если бы ему значительно расширили приствольное пространство, обеспечили полив и подкормку, но его оставили погибать в небольшом квадрате. Судя по его состоянию в июне текущего года, в следующем году этот большой каштан может полностью засохнуть.
Аналогичная ситуация произошла с липами на бульваре Карла Маркса, которые также пострадали при укладке плитки на проспекте Революции. Им тоже отрубили корни, но они продержались несколько лет, в том числе благодаря новым газонам, которые были обустроены вокруг них. Тем не менее, в этом году, из-за климатических факторов, ослабленные деревья начали засыхать.
Есть и другие две липы. У одной из них были повреждены корни, и она постепенно засыхает. Вероятно, она продержится еще два-три года до полной гибели.
Подобная участь ждет и деревья на бульваре Карла Маркса. К примеру, клен, который осенью окрашивает город в желто-оранжево-красные оттенки. Сейчас созданы условия для их гибели. Во-первых, ранее они росли в газонах, а теперь их закатали в плитку.
Во-вторых, для укладки новой белой плитки требовалось копать на глубину полметра. В-третьих, земляные работы проводились трактором, а не вручную. Это привело к значительному повреждению корневой системы.
В результате повреждений деревья уже начали засыхать.
Существует также риск, что они могут упасть, как это произошло с кленом в "Орленке", который вырвало с корнями, поврежденными во время ремонта. К счастью, обошлось без жертв.
Что касается кленов на бульваре Карла Маркса, их сильнее всего закатали в плитку. При этом следовало бы, если уж клумбы меняли на плитку, оставлять им много открытого грунта, поскольку их корневая система преимущественно поверхностная и легко повреждается.
Возникает вопрос, есть ли в текущем проекте ремонта хоть одно решение, направленное на улучшение качества жизни граждан или хотя бы на сохранение зеленых насаждений. Похожая ситуация будет наблюдаться с большинством взрослых деревьев. Например, липа, закатанная в плитку и имеющая поврежденные корни, уже начала засыхать.
Таким образом, ремонт бульвара Карла Маркса ведется по привычной схеме: крупные деревья заменяются белой плиткой, которая легко пачкается. Это приводит к ухудшению благоустройства. Целесообразно ли заменять взрослых деревьев, которые растут десятилетиями, трудно вырастить (как видно на проспекте Революции) и имеют огромную ценность, на белую плитку, качество укладки которой вызывает нарекания сразу после открытия объекта и ухудшается через несколько лет? Вопрос о целесообразности замены остается открытым. Бульвар Карла Маркса победил в голосовании, набрав 40 тысяч голосов, однако за последние месяцы, когда тысячи воронежцев писали в социальных сетях о необходимости спасти деревья или отменить ремонт, не было ни одного сообщения от тех, кто голосовал за этот объект и хотел бы увидеть его реализацию. Можно привлечь бюджетников к голосованию, но нельзя ожидать, что они будут отстаивать свой выбор. Точный состав голосовавшей аудитории остается неизвестным.
Кроме того, другая территория - Детский парк, выигравший конкурс еще в 2022 году с 20 тысячами голосов жителей, - до сих пор не реализована. Это указывает на то, что мнение проголосовавших людей не является определяющим для чиновников.
Как сложилась ситуация, когда главная зеленая улица может быть уничтожена под видом ремонта, да еще и за государственные средства? Еще на этапе создания концепции автор этого материала предупреждал, в том числе публично, о рисках предложенных решений. Затем, на этапе проектирования, автор продолжал обращаться к чиновникам, пытаясь изменить проект и сохранить самую зеленую улицу Воронежа. Чиновники оставались непреклонными: проектные решения предполагали уничтожение зеленой улицы под видом ремонта. Ни областное министерство архитектуры, отвечавшее за концепцию и курировавшее проект, ни городское управление архитектуры, ни управа района как заказчик, ни городское управление экологии не стали менять проект с целью сохранения существующих зеленых насаждений (стоит отметить, что городское управление экологии хотя бы взаимодействовало с общественностью по этому вопросу, но безрезультатно).
Автор неоднократно лично объяснял главе городской администрации Сергею Петрину, почему необходимо изменить проект, но все оказалось напрасным. В итоге, никто не внес изменения в проектную документацию, и она была выставлена на торги для выполнения работ. Тогда же в мэрии состоялось последнее совещание перед началом ремонта, на котором присутствовал автор и излагал все те же доводы, что и в течение всего предшествующего года. Сергей Петрин спросил мнение главы управления экологии Галины Воробьевой, которая заявила:
"Проект ей нравится, и никакого риска для зеленых насаждений нет", - сказала Галина Воробьева.
Теперь мы видим последствия этой оценки госпожи Воробьевой.
К слову, деятельность Галины Воробьевой курирует заместитель главы администрации Людмила Бородина. Как позднее публично заявил сам глава администрации Сергей Петрин:
"Против выступил один человек", - сказал Сергей Петрин.
Получается, против уничтожения самой зеленой улицы Воронежа выступил один общественник, а все чиновники высказались "за". Петрин согласился с большинством своих коллег, и деревья на улице Карла Маркса решили не спасать, а повреждать их корни и закатывать в плитку. Это было личное решение Сергея Андреевича Петрина. Уже после определения подрядчика, по просьбе общественности, министр ЖКХ Евгений Бажанов (через его министерство проходило финансирование работ) созвал рабочее совещание. На нем министр архитектуры Андрей Еренков заявил, что менять проект для спасения деревьев, а также для удовлетворения пожеланий большинства жителей и профильных групп (например, художников) он не будет, так как это может затронуть чувства создателей этого проекта, которых Еренков назвал архитекторами. Работу министра Еренкова курирует профильный заместитель председателя областного правительства Константин Кузнецов. Автор неоднократно лично просил этих двух чиновников спасти главную зеленую улицу от уничтожения, но никаких системных изменений проект так и не претерпел. Заказчик проекта в лице управы Центрального района и ее главы Игоря Галкина много писал о контроле работ и сохранении зеленых насаждений. Результат этого контроля и сохранения теперь очевиден.
Работу Игоря Галкина курирует заместитель главы городской администрации Алексей Рыженин. Контролировать работу подрядчика в части сохранения зеленых насаждений приходил только автор, но поскольку о начале конкретных земляных работ никто не предупреждал, порой приходилось видеть уже "корневое кладбище".
Даже такой общественный контроль управа сочла излишним и, в нарушение собственных договоренностей, запретила автору посещать объект. А ведь на совещании в министерстве ЖКХ общественность предлагала создать совместно с чиновниками рабочие группы по контролю работ, но последние отказались.
Мэрия реагировала на публичную критику и новые факты уничтожения зеленого бульвара двумя основными способами:
- Публичные заявления, не соответствующие действительности. Например, утверждалось, что зеленые зоны не будут закатывать в плитку. Даже когда это стало очевидным, чиновники продолжали распространять прежние сведения.
- Заверения, что все в порядке, находится под контролем и все работают. Вместо того чтобы признать проблему уничтожения самой зеленой улицы города и предпринять меры для улучшения ситуации, чиновники ограничивались заявлениями о том, что все будет хорошо.
Пример такого подхода виден в последнем посте Сергея Петрина на эту тему.
Множество людей лично обращались к Сергею Петрину, но в ответ получали лишь отписки и общие фразы о благополучии. Более двух тысяч жителей, утративших надежду на изменения от Сергея Петрина, обратились к губернатору Александру Гусеву с публичной петицией.
Обращение жителей к губернатору не принесло положительных результатов. Зеленый бульвар продолжают уничтожать, и никаких системных изменений в проект не внесено.
Что же делать жителям Воронежа, как спасти бульвар, если даже прямое обращение к губернатору Гусеву не помогло? Существует несколько вариантов действий.
- Судебное разбирательство. Есть основания полагать, что проектные решения нарушают действующие нормативы. Этот вариант имеет как преимущества, так и недостатки. Главное преимущество - это надежность, поскольку решение суда придется исполнять (хотя его можно оспорить, что является долгим и ненадежным процессом). Главный недостаток - это длительность и высокая стоимость (необходимы экспертизы, которые не бесплатны). Кроме того, существует вероятность, что местные суды встанут на сторону мэрии, и тогда придется обращаться в федеральные инстанции.
- Остановка федерального финансирования. Поскольку региональные власти не могут решить проблему, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции. Вероятность того, что мэрия с ее текущим уровнем управления сможет хоть как-то улучшить ситуацию, невелика. Следовательно, необходимо полностью остановить работы, прекратив финансирование (бульвар ремонтируют преимущественно за государственные, а не муниципальные деньги). Этот вариант достаточно вероятен, так как на федеральном уровне (например, в администрации Президента) прислушиваются к тому, о чем говорит Президент, в отличие от местного и регионального уровней, судя по сложившейся ситуации.
"Хочу подчеркнуть, главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное - это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь", - заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин.
Если жителям не нравится ремонт этого бульвара, а местные власти не могут его улучшить и устранить недостатки, то работы следует остановить. Кроме того, конкуренция за федеральные средства среди регионов очень высока. Если какой-либо регион не может грамотно использовать средства для повышения качества жизни граждан, существуют десятки других, которые это могут, и, следовательно, средства нужно перераспределить в их пользу.
Как сообщалось ранее, проблема усыхания каштановых аллей на улице Плехановской в Воронеже стала очевидной уже в начале 2024 года. В апреле одной из возможных причин было названо неправильное устройство газона, повреждающее корневую систему деревьев. Несмотря на многочисленные публикации в течение 2024 года и встречи с вице-мэром Людмилой Бородиной и главой городской администрации Сергеем Петриным, существенных мер по спасению зеленых насаждений не было принято. На улице Плехановской засохли каштаны, а за период с 2019 по 2024 год в городе было уничтожено 14,6 тысячи деревьев. Отказ Сергея Петрина предпринимать действия мотивировался неудобствами для горожан, хотя эксперты предупреждали о риске исчезновения зелени в течение десятилетия. Более 2 тысяч жителей обратились к губернатору Александру Гусеву, но системных изменений в проекты благоустройства так и не внесли. При этом чиновники городского управления экологии, включая Галину Воробьеву, первоначально утверждали, что ситуация не критична.