Куда пропали 17-метровая мозаика и горельефы с "Полтинника": тайны воронежской "Матрешки"
- 09:11 12 июля
- Евгений Василевский

Живой диалог о будущем в сердце креативности
8 июля в центре креативных индустрий «Матрешка», расположенном по адресу улица Студенческая, 5, состоялся медиаторский тур. Участники мероприятия исследовали историю и особенности этого места, пытаясь понять, почему здание получило название «Матрешка», как оно связано с космической тематикой и что произошло с известными воронежскими артефактами, такими как горельефы с «Полтинника» и 17-метровая мозаика. Креативный продюсер центра Кристина Гульева провела гостей по этажам, где элементы интерьера из бетона и ржавого металла служат наглядным рассказом о здании. Подробности мероприятия были опубликованы в репортаже на Дзен-канале «БлокнотРУ».
Тур начался на первом этаже, в пространстве между кафетерием и лифтами, где участники увидели ржавый металл и необработанный бетон. Кристина Гульева объяснила, что «голая» фактура материалов сохранена намеренно, поскольку это является особенностью центра. Технические люки с надписями, следы обуви в бетоне и строительные расчеты на стенах не являются недоработками, а представляют собой часть истории здания. Металл специально состаривали, поливая его соленой водой и пивом, чтобы добиться эффекта естественной ржавчины. Таким образом, каждая деталь интерьера рассказывает свою историю, делая облик центра живым.
Кристина Гульева рассказала, что проект «Матрешка» задумывался как пространство с непростой, но интересной судьбой. До пандемии на этом месте находился тихий уголок парка. После начала реконструкции территории было предложено пять концепций будущего этого места, и в результате голосования была выбрана «Матрешка», хотя рассматривался, например, подземный центр современного искусства. Изначально «Матрешку» планировали использовать как площадку для современного искусства, несмотря на то, что пространство с его кривыми углами и индустриальной эстетикой не похоже на классические выставочные залы. Тем не менее, выставки здесь проводятся. В период пандемии деятельность центра приостановилась, а затем были попытки превратить здание в ресторан, но эта идея не была реализована.
Переломный момент наступил в 2022 году, когда Воронежская область выиграла грант Министерства культуры на создание Школы креативных индустрий. Обычно такие школы размещают в уже существующих учреждениях, но директор проекта стремился создать целый кластер. Из-за нехватки времени и ресурсов был выбран компромиссный вариант — «Центр», который объединил школу и дополнительные функции. Таким образом, «Матрешка» стала пространством, где пересекаются искусство, образование и эксперимент.
Здание представляет собой большую бетонную «матрешку» площадью 2000 м2, где отсутствуют лишние конструкции, кроме лифтовой шахты, а все пространство подчинено единому замыслу. На первом этаже расположены гардероб, кафе и магазин, которые служат точкой входа в центр. Второй и третий этажи занимает Школа креативных индустрий. Цокольный этаж предназначен для практических занятий, здесь находятся лекторий и цех по производству креативного продукта. Дети, обучающиеся здесь, часто сравнивают «Матрешку» со своими школами, отмечая существенную разницу. Многие выпускники продолжают посещать центр, поскольку он стал для них не просто учебным заведением, а творческой средой.
Название «Матрешка» не просто отсылает к русскому символу, оно несет в себе смысл наследия, развития, общности, прогресса и устремленности в будущее. Воронеж считается городом прорывов, его история включает технологические скачки: строительство первых российских кораблей в эпоху Петра I, создание самолетов в авиационную эру и производство третьей ступени ракеты, отправившей Гагарина в космос. Таким образом, космос стал главной метафорой будущего центра. «Матрешка» была построена после сноса ДК имени 50-летия Октября, который был посвящен первому полету человека в космос. Этот ДК был символичным местом с самой большой сценой в городе, ботаническим садом и ленточным остеклением. Несколько уникальных объектов, связанных с космической эпохой, были сохранены: горельеф «Космонавты» (две фигуры в шлемах, планеты и млечный путь) был отреставрирован и теперь находится на потолках центра. 17-метровое мозаичное полотно законсервировано из-за необходимости значительных средств на его восстановление, но находится на балансе центра. Фрагмент оригинальной плитки выставлен на первом этаже как арт-объект, а современная интерпретация мозаики, разделенная на три части, украшает этажи центра.
«Матрешка» не просто заняла место ДК, она стала хранителем его духа, вплетая в новое пространство артефакты космического величия Воронежа. Это создает диалог эпох, где советский модерн обретает новое звучание, напоминая, что Воронеж всегда был местом, где рождаются прорывы. Цель центра — чтобы студенты стали частью будущего и совершали новые технологические прорывы. Первый и цокольный этажи являются открытой культурной платформой, доступной для всех. Здесь проводятся лектории, кинопоказы, концерты, а также расположен цех по производству креативного продукта с различными станками и гравировщиками, что служит образовательному процессу. Дети погружаются в профессиональную среду и учатся монетизировать свои идеи, разрабатывая междисциплинарные проекты. Они могут создать собственный продукт от идеи до изготовления и реализации. Второй и третий этажи доступны только для студентов и преподавателей. Там расположены 7 образовательных направлений: студии графического дизайна, звукового дизайна, звукорежиссуры, VR/AR, фото-видео производства, 3D анимации и ТОН-студия. Финальные обсуждения проходят в формате круга, где каждый участник может поделиться своим мнением, впечатлениями и идеями по улучшению пространства.
Ранее мы писали, что 11 июля 2025 года жилой комплекс «Дом на Фридриха Энгельса» от компании «Выбор» занял второе место на всероссийском конкурсе «ТОП ЖК-2025» в номинации «Лучшие арт-объекты дворового пространства» за фонтан «Водные сферы».
Конкурс проходит ежегодно, и церемония награждения победителей состоится в сентябре на открытии IV Саммита застройщиков. Секретарь конкурсной комиссии Кирилл Холопик отметил важность креативных строительных решений для комфорта жильцов.