РЖД предъявит счет за простой: теперь платить придется даже когда поезда стоят
- 16:40 17 августа
- Регина Воронцова

Новый подход к железнодорожным перевозкам, внедрение принципа «вези или плати» до 2030 года
В России до 2030 года, с перспективой до 2036 года, будет внедрен принцип "вези или плати" для железнодорожных перевозок. Соответствующий план утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. К сентябрю 2025 года ведомства, Федеральная антимонопольная служба и РЖД должны представить по этому вопросу доклад.
В основе механизма лежит заключение долгосрочных договоров, с минимальным сроком действия один год. В этих контрактах будут фиксироваться минимальные объемы грузов, которые грузоотправитель обязуется представить к перевозке и оплатить. Оплата будет производиться даже в случае, если фактически будет отправлено меньшее количество груза. Исключения предусмотрены только в случаях вины перевозчика или при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Для загруженных участков железнодорожной сети предусмотрена возможность выборочного применения данного принципа. Если железнодорожный перевозчик не сможет принять согласованный объем груза, он будет обязан уплатить штраф в размере стоимости перевозки, предусмотренной договором.
Ожидается, что новая система повысит предсказуемость работы предприятий и позволит более эффективно использовать инфраструктуру железных дорог. Это также обеспечит своевременный вывоз продукции согласно заключенным контрактам. Механизм призван равномерно распределить нагрузку на будущие мощности, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью, а также обеспечить своевременную доставку грузов как внутри страны, так и по международным маршрутам. Например, на Восточном полигоне РЖД, который связывает центральные регионы России с портами Дальнего Востока, постоянно наблюдается дефицит пропускной способности, что приводит к задержкам в поставках.
Идея внедрения принципа "вези или плати" обсуждается с 2016 года, когда ее впервые предложили РЖД. Однако ранее грузоотправители высказывали опасения, что такой подход может дать перевозчику чрезмерные полномочия по ограничению доступа к железнодорожной инфраструктуре для определенных грузов.
По мнению эксперта в области логистики Николая Иванова, "введение такой системы поможет РЖД планировать свою деятельность более эффективно, сократить порожние пробеги и увеличить оборачиваемость вагонов. Однако крайне важно учесть замечания грузоотправителей и разработать сбалансированные условия, чтобы избежать монопольного давления".
undefinedЧто еще стоит узнать:- Инвалид пожаловался в прокуратуру на опасный ж/д-переход в Россошанском районе — РЖД оштрафовали
- Дрон атаковал двух дальнобойщиков из Воронежа на трассе - водителя спасли шторки в кабине
- Приехала в Беларусь и удивилась: вот как на самом деле живут и относятся к нам в братской стране
- Водители с категорией B могут управлять не только авто — узнайте, на чем еще можно ездить законно
- Доцента ВГАУ лишили гражданства за помощь нелегальным мигрантам