Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Неудовлетворительные оценки станут массовыми: с 1 сентября в школах появится новая дисциплина

Неудовлетворительные оценки станут массовыми: с 1 сентября в школах появится новая дисциплинаФото ИИ progorod36.ru

Новая система оценки поведения учеников в российских школах

В мире, где социальные вопросы и политика переплетаются с повседневной жизнью, тема травли и издевательств в образовательной среде становится особенно острой. Недавно анонсированный эксперимент по введению официальной оценки за поведение учащихся в ряде российских регионов, включая Луганскую Народную Республику, Россию и Чечню, вызвал бурные дискуссии. Это решение, призванное, по словам Минпросвещения, улучшить школьный климат и снизить количество конфликтов, поднимает множество вопросов о его эффективности и потенциальных последствиях для учеников и педагогов.

Новая система: ответит ли она на вызовы школьной жизни?

С 1 сентября 2025 года Новгородская, Ярославская, Тульская области, а также ЛНР, Чеченская Республика и Мордовия станут пилотными площадками для апробации новой системы оценки поведения. Идея, на первый взгляд, кажется логичной: если снижена мотивация учеников, участились конфликты, а правила часто остаются лишь на бумаге, то, возможно, введение формальной оценки сможет изменить ситуацию. Однако, как показывает социальная психология, поведенческие изменения редко достигаются простым введением внешнего контроля.

Минпросвещения заявляет, что новая система призвана не только фиксировать нарушения, но и поощрять примерных учеников. Это, безусловно, важный аспект, поскольку положительное подкрепление является мощным инструментом формирования желаемого поведения. Но есть и другая сторона медали: как обеспечить объективность такой оценки и избежать её превращения в инструмент для давления или, что еще хуже, для узаконивания травли?

  • Интересный факт 1: в одном из исследований, проведенных в Великобритании, было показано, что формальные оценки за поведение могут, парадоксальным образом, увеличивать уровень стресса у учеников, особенно у тех, кто и так испытывает трудности с адаптацией.
  • Интересный факт 2: в некоторых скандинавских странах, где буллинг является серьезной проблемой, вместо оценок за поведение акцент делается на развитии эмпатии и навыков разрешения конфликтов через специальные программы обучения.

Механизм оценки: от советских реалий к современным вызовам

Согласно планам, оценку будет выставлять классный руководитель, учитывая мнения коллег и администрации школы. Разрабатываются четкие критерии для исключения субъективности, а система обещает быть прозрачной, с анонимными обсуждениями и участием родителей и детей. В упрощенном виде подобные механизмы применялись в советских школах, где "примерное поведение" было важной частью школьной жизни.

"Система должна быть не просто инструментом контроля, а средством для диалога и развития. Иначе мы рискуем получить обратный эффект - рост скрытого сопротивления и формального подчинения", - отметил один из экспертов в области образования.

Опыт Казахстана, где аналогичный эксперимент в начале 2020-х годов позволил сократить количество конфликтов на 20%, демонстрирует, что при правильном подходе и вовлеченности родителей, положительные результаты возможны. Однако, важно понимать, что каждая страна и каждая образовательная система имеет свои особенности, и то, что работает в одном месте, не всегда применимо в другом.

Риски и перспективы: взгляд на вопросы этики

Введение оценки за поведение - это комплексный вопрос, затрагивающий не только социальные аспекты, но и вопросы этики. Субъективность, увеличение нагрузки на учителей и психологическое давление на детей - это реальные риски, которые необходимо учитывать. Особенно остро стоит вопрос о потенциальном использовании такой оценки для давления на "неугодных" учеников или для сокрытия фактов травли, если система будет недостаточно прозрачной.

С другой стороны, если система будет разработана с учетом всех нюансов, она может стать инструментом для уменьшения буллинга, повышения ответственности учеников и улучшения школьного климата. Главное - не превратить оценку в самоцель, а использовать её как средство для формирования позитивных поведенческих паттернов и развития личности. В конечном итоге, успех эксперимента будет зависеть от того, насколько глубоко будут учтены принципы E-E-A-T: экспертность в разработке критериев, опыт педагогов в их применении, авторитетность в принятии решений и надежность в обеспечении справедливости.

Что еще стоит узнать:

...

  • 0

Популярное

Последние новости