250 тысяч жалоб за сезон: электросамокаты в Воронеже превратились в угрозу для пешеходов
- 05:03 5 декабря
- Елена Иванова

В текущем сезоне количество инцидентов с участием электросамокатов возросло на 31%, согласно данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Несмотря на это, компании, предоставляющие услуги проката самокатов, заявляют, что им удалось установить определенный порядок в использовании средств индивидуальной мобильности. Возникает вопрос о том, какие конкретные меры принимаются для обеспечения безопасности и удобства как для пользователей самокатов, так и для пешеходов. Об этом сообщает АиФ Воронеж.
Даже с учетом заявлений компаний, проходя по тротуарам, пешеходы по-прежнему не застрахованы от возможного столкновения с двухколесным транспортом. За прошедший год в воронежское подразделение ГИБДД поступило 250 тысяч обращений, связанных с наездами на пешеходов. Одновременно с этим, Центр управления регионом, который аккумулирует информацию из официальных источников и социальных сетей, зафиксировал 400 происшествий, касающихся электросамокатов, что составляет один-два случая ежедневно.
"Среди воронежцев этот транспорт всё более востребован, что влияет и на число дорожно-транспортных нарушений - оно выросло в разы. Так, если два года назад таких случаев было 18, в прошлом году - 51, то в этом - уже 76. Причём, это только те случаи, которые были зафиксированы нашими сотрудниками. В результате рейдов и профилактических мероприятий 450 пользователей удалось привлечь к административной ответственности, штрафные санкции составляют от 800 и более рублей", - говорит руководитель воронежской ГИБДД Евгений Шаталов.
Официальные сервисы проката самокатов функционируют в Воронеже уже пятый год. В городе доступно около трех тысяч электросамокатов, которые обслуживаются двумя кикшеринговыми компаниями. Для них оборудовано 210 специальных парковочных мест. По словам Дениса Балакирева, представителя одной из этих компаний, на старте проекта было создано примерно десять тысяч аккаунтов, а количество поездок достигало около тридцати тысяч. Сегодня же зарегистрировано полмиллиона пользователей, что означает, что почти каждый второй житель Воронежа воспользовался электросамокатом. Кроме того, многие горожане владеют личными средствами индивидуальной мобильности.
"Электросамокаты стали важным элементом города. В первое время на них ездили только молодые люди. По итогам сезона, основными пользователями стали мужчины от 30 лет. Как сервис, мы понимаем, что чем больше людей будут довольны самокатами, чем лучше. И сейчас можно говорить, что появилась культура вождения, большинство уже знает правила и осознаёт свою ответственность", - добавляет представитель кикшеринговой компании Денис Балакирев.
Важно учитывать, что использование электросамокатов разрешено только лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Для проверки этого условия применяется система верификации возраста, интегрированная с банковскими данными. За текущий сезон представители кикшеринговых служб заблокировали 976 учетных записей, при этом в 890 случаях речь шла о подростках 14-15 лет. Если несовершеннолетний использует самокат, зарегистрировав его на взрослую банковскую карту, предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей.
"Вычислить по видеофиксации таких нарушителей нетрудно", - предупреждает Денис Балакирев.
В этом году активно создавались участки, где движение электросамокатов запрещено. В их число вошли 13 городских парков и скверов, а на 19 других территориях были введены ограничения скорости.
"Город развивается, и зоны запрета в 2026 году будут расширяться. Так как система позиционирования ГЛОНАСС работает нестабильно, и блокировать передвижение электросамокатов не представляется возможным, мы решили установить дорожные знаки во всех зонах запрета. В текущем году их поставили в Советском сквере и парке "Орлёнок" и увидели положительный эффект. Все средства индивидуальной мобильности имеют идентификационный номер, их несложно зафиксировать. Кроме того, скорость движения самокатов удалось снизить до 15 км в час. А ещё мы договорились к началу нового сезона по опыту Москвы организовать перехватывающие парковки в центральной части города", - предупреждает руководитель городского управления транспорта Михаил Шацких.
Также чиновник заявил о планах обустройства большего количества велодорожек в Воронеже. Однако подобные обещания местные жители слышат на протяжении многих лет, а результатом остается движение электросамокатов по тротуарам.
Напомним, в 2024 году в казну Воронежа поступило 230 миллионов рублей от штрафов за неоплату платных парковок, а также 35,8 миллиона рублей от концессионных платежей. По состоянию на 2025-11-06, проект платных парковок в городе достиг окупаемости, и ожидалось, что доходы от штрафов за девять месяцев 2025 года превысят 165 миллионов рублей. Городские власти рассматривали усиление контроля за соблюдением правил парковки и увеличение числа комплексов фотовидеофиксации нарушений для роста доходов.