Спустя 100 лет: воронежцы впервые увидели фреску возрастом 2,5 тысячи лет
- 14:25 17 декабря
- Алексей Воробьёв

Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского впервые выставил для широкой публики уникальную древнюю фреску под названием "Возвращение воина". Этот ценный исторический артефакт, возраст которого составляет почти две с половиной тысячи лет, более ста лет находился в музейных запасниках. Теперь он доступен для осмотра в зале "Искусство Античности", хотя после его прибытия в город он долгое время не экспонировался. Подобных экспонатов нет в других музейных собраниях России, как пишет "КП - Воронеж".
Фреска "Возвращение воина" была создана на территории южной Италии. Она является фрагментом боковой стенки гробницы-цисты - это каменный саркофаг, предназначенный для погребения усопшего и его даров. Изображение нанесено на плиту из вулканического туфа и представляет собой самнитского воина, который на коне возвращается из сражения с добычей. Это античное произведение живописи высоко ценится не только за мастерство древних художников, но и как источник важных данных о военной культуре и эстетических представлениях той эпохи. Аналогичные росписи, характерные для некрополей Южной Италии, в основном хранятся в музеях Пестума, Неаполя, Кум и Капуи, что подтверждает уникальность воронежского артефакта для российских музейных коллекций.
Этот артефакт, относящийся к IV веку до нашей эры, был найден в ноябре 1871 года в городе Капуя, который сейчас известен как Санта-Мария-Капуя-Ветере в итальянском регионе Кампания. В тот же год Дерптский университет, позже переименованный в Юрьевский, приобрёл фреску с помощью европейского антиквара и арт-дилера Вольфганга Гельбига.
В начале XX столетия, во время Первой мировой войны, Императорский университет был перемещён из Юрьева (ныне город Тарту в Эстонии) в Воронеж. Таким образом, в 1918 году его собрания, включавшие и эту фреску, поступили в Музей древностей и изящных искусств Воронежского университета. С 1933 года данная коллекция, вместе с фреской, легла в основу фондов Воронежского художественного музея.
Древняя реликвия находилась в музейных хранилищах почти столетие. Её состояние было неудовлетворительным из-за сквозной трещины, проходящей по всей поверхности, что вызывало у музейных работников опасения относительно возможного разрушения артефакта.
В 2023 году было принято решение отправить фреску на реставрацию в Москву. В течение полутора лет специалисты Всероссийского реставрационного центра имени Грабаря выполнили значительный объём работ. Им удалось практически полностью скрыть крупную трещину, восстановить изначальную яркость и чёткость живописного слоя, а также удалить многовековые загрязнения, максимально вернув фреске её первоначальный вид.
В ходе реставрационных работ были сделаны важные открытия в сфере реставрационных методик.
Фреску покрывали загрязнения возрастом более 2000 лет, эти соли закристаллизовались, покрывая поверхность неким "стеклом". Раньше такие отложения счищали механически. Мы подобрали специальный гель, который превращает эти соли из нерастворимых в растворимые водой, после этого процесс удаления загрязнений становится безопасным. Благодаря использованию этой новейшей технологии получилось, что живопись как бы "проявилась", стала ярче, - говорит реставратор центра имени Грабаря Александр Горматюк.
Весной 2025 года отреставрированный артефакт был представлен публике в Пушкинском музее в Москве. Теперь фреска "Возвращение воина" вернулась в свой постоянный дом. Она размещена на первом этаже Музея имени Крамского, занимая центральную позицию в зале "Искусство Античности".
Воронежское собрание античных предметов включает множество уникальных артефактов, среди которых фреска является наиболее выдающейся. Помимо неё, коллекция содержит вазы, мраморную полуфигуру девушки и другие объекты, которые нуждаются в дальнейшем изучении. Реставрация фрески стала лишь первым шагом. Ольга Тугушева, заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира Пушкинского музея, на презентации фрески подчеркнула, что сотрудничество с воронежским музеем продолжается.
Воронежская античная коллекция обладает целым рядом уникальных памятников, фреска - самый яркий из них. Но есть еще вазы, мраморная полуфигура девушки, памятники, которые заслуживают дальнейшего глубокого изучения. Работа с фреской - это только первый этап, мы в процессе дальнейшего сотрудничества с воронежским музеем. Мы надеемся, что музею помогут продолжить реставрацию, потому что в зале выставлена далеко не вся коллекция - в запасниках лежат удивительные вещи. Но они требуют серьезной работы над фрагментами. Когда она будет проделана, экспозиция станет гораздо насыщеннее и разнообразнее. Многие вещи воронежского собрания станут в один ряд с самыми знаменитыми памятниками античной вазописи, как аттической, так и южно-италийской, - говорит Ольга Тугушева.
Напомним, 15 декабря 2025 года сообщалось, что жители Воронежа смогут ознакомиться с необычной италийской фреской IV века до нашей эры. Представление этого древнего артефакта, которому около двух с половиной тысяч лет, было запланировано на 16 декабря в Двусветном зале Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского. По данным музея, в российских коллекциях отсутствуют аналоги этой уникальной находки, выполненной на плите из вулканического туфа.