Когда соседи смеялись над нашей идеей: как мы превратили развалину в мечту на даче
От голода до «золотого века», как менялось материальное положение педагогов в СССР
Вместо романтизированных воспоминаний о советской школе, стоит взглянуть на реальное положение учителей. В Российской империи преподаватели гимназий пользовались уважением и достойным доходом. Однако после 1917 года ценность этой профессии оказалась под угрозой.
Несмотря на заявления Ленина о роли учителя как "столпа нового общества", первые годы советской власти принесли педагогам нищету. В период Гражданской войны зарплату часто выдавали продуктами, а не деньгами. Цены на основные продукты, например, сливочное масло, достигали тысяч рублей, в то время как многие учителя месяцами не получали ничего. Советская власть сама признавала, что учителя стали одним из самых обездоленных слоев общества.
К середине 1920-х годов ситуация стабилизировалась, но уровень оплаты оставался низким. Учитель первой категории зарабатывал около 53 рублей, что было меньше, чем у фабричного рабочего или фельдшера. Профессия стала массовой из-за кампании по ликвидации безграмотности, но не престижной. В сельской местности выживание зависело от собственного огорода. Наличие наличных денег у сельских учителей делало их чуть ли не единственными "финансистами" в округе, что повышало их социальный статус, но не решало проблему низкой оплаты труда.
Великая Отечественная война отбросила вопросы материального обеспечения учителей на второй план. Только в 1946 году, после отмены карточной системы, педагоги начали получать реальные деньги и льготы на коммунальные услуги. Однако их зарплата в 280-320 рублей оставалась ниже, чем у большинства других специалистов, включая рабочих и строителей. Профессия по-прежнему ассоциировалась с самоотдачей, а не с достойным заработком.
Перелом произошел в 1964 году. Правительство ввело систему надбавок за классное руководство, проверку тетрадей и внеклассную работу. Впервые зарплата учителя сравнялась со средней по промышленности, увеличившись на 19-26% по данным опросов 1965 года. Это не сделало их богатыми, но вывело из категории самых низкооплачиваемых. Доходы педагогов начали постепенно расти.
В 1970-е годы рост зарплат продолжился, хотя и медленнее. Начинающий учитель получал 108 рублей, опытный - до 180. При ценах в 2 рубля за килограмм мяса и 4 копейки за проездной, это обеспечивало скромное, но стабильное существование. Учителя все еще уступали в доходах инженерам и строителям, но их статус в обществе заметно укрепился, способствуя общему благополучию педагогов.
Настоящий прорыв случился в апреле 1984 года благодаря реформе, инициированной Константином Черненко, который сам имел педагогические корни. Зарплаты учителей выросли на беспрецедентные 70%. Начинающий педагог стал получать 250 рублей, а опытный - до 400. При этом цены оставались стабильными, а рост зарплат в других отраслях не превышал 20%. Впервые в советской истории учитель зарабатывал больше фабричного рабочего. Поддержка учителей достигла нового уровня.
Этот "золотой век" оказался непродолжительным. Начавшаяся вскоре перестройка и последующий экономический кризис 1990-х годов свели на нет достигнутые успехи. Тем не менее, на короткий период в конце советской эпохи обещание о высоком статусе учителя было выполнено.
Также ранее вице-спикер Государственной Думы Борис Чернышов предложил ежегодно выделять учителям средства на деловую одежду. Он направил соответствующее письмо вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Инициатива предполагает введение электронного сертификата номиналом от 15 до 25 тысяч рублей. По словам Чернышова, это не только вопрос эстетики, но и повышения профессионального статуса педагогов. Поддержка педагогов обсуждается и в других формах, например, выплаты молодым специалистам.