«Непобеждённый Воронеж»: историки записали свидетельства 83-летней давности о концлагерях
Проект под названием "Непобеждённый Воронеж" занимается изучением и документированием зверств, совершённых фашистами на территории Воронежской области. В рамках этой работы собираются свидетельства о массовых расстрелах, сожжениях, принудительном труде, а также о разлучении детей с родителями и отправке их в концентрационные лагеря. Основой для проекта послужили рассказы очевидцев событий, произошедших 83 года назад. О важности сохранения этой правды для будущих поколений и о поиске тех, кто пережил эти ужасы, рассказал воронежский историк и политолог Андрей Шушлебин. Об этом сообщает "АиФ Воронеж".
Андрей Шушлебин, в сотрудничестве с председателем Воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александром Никитиным, доцентом Воронежского государственного университета Викторией Черниковой и доцентом Воронежского государственного медицинского университета Виктором Бахтиным, уже более трёх лет исследует тему концентрационных лагерей в регионе. Эта часть истории, по их наблюдениям, была недостаточно освещена в учебных материалах. В ходе их исследований было выявлено 84 места принудительного содержания на территории Воронежской области, где удерживались как военнопленные, так и мирные жители. Во время войны численность населения региона существенно сократилась, при этом десятки тысяч человек погибли только в лагерях. Действия нацистов были официально признаны геноцидом Воронежским областным судом.
На создание проекта "Непобеждённый Воронеж" нас подтолкнула информация о строительстве летом 1942 года секретной железной дороги, прозванной в народе "Берлинка", которую на территории современного Лискинского и Каменского районов возводили пленные советские солдаты и офицеры, - рассказывает Андрей. - Дорога должна была связать Ростов и Берлин, всего за три месяца успели проложить тридцать два километра, погибли десятки тысяч человек. За тем, чтобы работы по прокладке железнодорожных путей не прекращались ни на минуту, следили не только немцы, но и мадьяры.Проект Воронежского областного отделения ВООПИиК, который получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив, сосредоточен на встречах с бывшими узниками концлагерей в рамках историко-мемориальных экспедиций.
Из-за преклонного возраста бывших узников не каждый из них смог по состоянию здоровья поделиться своими воспоминаниями или участвовать в интервью. Кроме того, многие из них были совсем детьми во время войны и помнили лишь отрывочные факты.
Благодаря партнёрству с правительством Воронежской области и Центром управления регионом, у команды проекта появилась возможность взаимодействовать с администрациями районов и главами сёл, что значительно облегчило поиск людей, чьи истории были важны для проекта. Большую помощь оказали также советы ветеранов, не только в поиске свидетелей, но и в организации встреч. Местные активисты также активно поддерживали инициативу.
В итоге, с марта по конец октября этого года было проведено 12 интервью, из которых 10 состоялись в ходе выездных экспедиций в Семилукский, Каменский, Верхнемамонский, Богучарский, Россошанский, Кантемировский, Хохольский, Нижнедевицкий и Острогожский районы области.
Андрей Шушлебин рассказал о тёплом приёме в районах.
В районах нас встречали очень гостеприимно, - делится Андрей Шушлебин. - Звали к столу, угощали домашними блюдами, компотом, показывали семейные реликвии, рассказывали истории. Словом, будто очень ждали. Самым старшим героям было по 97 лет. Каждая история уникальна. Например, Анатолий Романович Гостев из села Татарино Каменского района попал в концлагерь маленьким мальчиком. Когда нацисты оккупировали село, они расстреляли его мать, а его самого заключили в концлагерь, устроенный в колхозе "Стучи машина". В январе 1943 года Анатолия Романовича освободили советские войска. Из плена на руках его вынес сам генерал.Иван Васильевич Постолов знает об ужасах нацистской оккупации из рассказов своей матери. Он родился в январе 1943 года прямо в концлагере, который нацисты организовали на территории колхоза "Путь Ленина" в Россоши. Там содержалось более 10 тысяч человек, и не менее полутора тысяч были расстреляны.
97-летний Иван Тихонович Кочетков из Болдыревки Острогожского района крайне негативно отзывается о немцах:
Никто их сюда не звал, сами припёрлись. Он поведал, как оккупанты казнили его родственников, а его самого вместе с другими жителями заперли в подвале. Сейчас Иван Тихонович плохо слышит. Во время интервью историки узнали, что ему необходим слуховой аппарат. Мужчина утверждает, что обращался к президенту, и, по его словам, местная администрация получила соответствующее поручение, однако аппарат ему до сих пор не выдали.Свидетелем нацистских преступлений стал также Илья Иванович Кукуев, проживавший в селе Семидесятное Хохольского района. Он подробно описал условия содержания узников лагерей:
Люди жили в овраге под открытым небом и их практически не кормили. Илья Иванович рассказал о расстрелах, в частности, вспомнил случай убийства фашистами двух партизанок. Также он поделился воспоминаниями о выселении жителей из домов, угоне скота, побоях и попытке венгров сжечь сарай с людьми.Михаил Яковлевич Донцов родился в Старой Калитве. Немцы изначально хотели расстрелять его семью, но затем передумали и отправили их в концлагерь в Россоши. Питание было крайне скудным, а взрослых постоянно гнали на работы.
Жуткие факты о нацистской оккупации Воронежской области открыла и жительница села Дерезовка Верхнемамонского района Любовь Фёдоровна Неронова.
Немцы держали детей в сарае, а родителей расстреливали, угоняли мирных жителей в плен, забирали детей от родителей, устраивали публичные казни - так практически полностью было уничтожено наше село, - рассказала она.Историк продолжил рассказывать о встречах:
В селе Коротояк Мария Тихоновна Бурсова два часа делилась жуткими деталями оккупации: концлагерь в Острогожске, грабежи и казни. Женщине тоже 97 лет. А она ещё играет на балалайке. Мы даже попробовали настроить музыкальный инструмент вместе. А в Белогорье мы встретились с Лидией Николаевной Беляевой. Ей было 10 лет, когда немцы захватили Белогорье. Тогда всех жителей выселили из села. Лидию Николаевну заключили в концлагерь. Война коренным образом повлияла на её жизнь - она решила стать учителем немецкого языка. "Надо знать язык врагов", - так Лидия Николаевна объяснила свой выбор. А ещё женщина написала книгу мемуаров "Детство, опалённое войной".Ещё одна участница историко-мемориальной экспедиции, Валентина Григорьевна Ермакова, родилась в Воронеже. После захвата немцами правобережной части города, жителей начали выселять. Валентину с матерью отправили сначала в лагерь в Курбатово, а затем в лагерь в Курской области. Валентина Григорьевна поведала о чудовищном нацистском преступлении: оккупанты загнали 600 человек в вагоны и сожгли их.
Тамара Петровна Головинченко также встретила Великую Отечественную войну в Воронеже. Её, мать и бабушку поместили в вагон и отвезли в концлагерь в Курбатово, а оттуда - в Киев. В Киеве им удалось дважды бежать из лагеря. До самого конца войны они скрывались от фашистов в этом городе.
Андрей Шушлебин добавил:
Когда немцы зашли в село Бугаевка, - продолжает Андрей Шушлебин, - очевидцу нацистских преступлений Петру Прохоровичу Качалкину было всего четыре года. Те страшные события он помнит плохо, но отдельные случаи навсегда врезались в его память. Пётр Прохорович рассказал, как захватчики расправлялись с мирными жителями и отбирали у них имущество.Все собранные интервью были опубликованы для всеобщего доступа и собрали сотни тысяч просмотров. В дальнейших планах - проведение форума, посвящённого сохранению исторической памяти.
Напомним, 22 октября 2025 года в Воронеже почтили память участников специальной военной операции. Мероприятие, организованное библиотекой имени В. М. Кубанева совместно с фондом Защитники Отечества, включало презентацию художественной выставки и выступление ветерана СВО Леонида Пуссилы, подчеркнувшего важность патриотического воспитания.