Воронежские фермеры на грани: заморозки, засуха и импортозамещение ставят под угрозу местные яблоки и молоко
Аграрный кризис на грани выживания
В начале 2020-х годов российские аграрии столкнулись с рядом трудностей, включая дефицит рабочей силы, высокую стоимость кредитов, демпинг цен со стороны поставщиков на фоне высокой инфляции и процесс импортозамещения семян. Несмотря на эти проблемы, Воронежская область продолжает производить сельскохозяйственную продукцию, такую как яблоки, молоко и пшеница.
Для получения информации о текущем положении дел в сельском хозяйстве и перспективах его развития, издание Блокнот-Воронеж провело интервью с Никитой Токмаковым, главой крестьянско-фермерских хозяйств Воронежской области.
Никита Токмаков отметил, что весенние заморозки в текущем году были даже сильнее прошлогодних, хотя фермеры были к ним лучше подготовлены. Он подчеркнул, что изменение климата приводит к более частым весенним заморозкам. В прошлом году в Воронежской области заморозки привели к потере почти 50% урожая пшеницы, сделав ее выращивание убыточным. Урожай кукурузы сократился на 30%, а заработок с гектара составил всего 50 рублей. В финансовом плане ситуация с пшеницей в этом году может улучшиться из-за сокращения посевных площадей, поскольку культура стала нерентабельной. Однако, по словам Токмакова, результаты уборки урожая на юге России неоднозначны: Ставрополь показывает лучшие результаты, а Краснодар и Ростов – даже хуже, чем в прошлом году.
Основной проблемой для аграриев является снижение рентабельности бизнеса, которая падает ежегодно. Если в начале 2020-х годов рентабельность составляла около 26%, то сейчас она снизилась до 16% с учетом субсидий, а без них – менее 10%. Это критический уровень для агробизнеса, который не имеет подушки безопасности для компенсации колебаний урожайности. Вторая серьезная проблема – нехватка кадров. Средний возраст механизаторов – пенсионный, а самому младшему – 45 лет. Привлечение новых сотрудников является большой проблемой. Зарплата комбайнеров варьируется: вахтовики, работающие в нескольких хозяйствах, могут зарабатывать 150-200 тысяч рублей в месяц, тогда как комбайнеры, работающие в одном хозяйстве на сдельную зарплату, получают меньше, но им сохраняют зарплату и зимой.
Высокая ключевая ставка также является серьезной проблемой для фермеров. Субсидированные кредиты доступны только для покрытия текущих расходов, таких как семена, удобрения и ГСМ, тогда как инвестиционная деятельность, включая обновление парка техники, приостановлена. Стоимость комбайна составляет от 15 до 25 миллионов рублей, а трактора – около 15 миллионов рублей для отечественных моделей и вдвое дороже для импортных. С 2022 года стоимость техники выросла в два раза, что делает ее обновление нерентабельным. Продажи сельхозтехники в 2025 году упали вдвое из-за отсутствия у аграриев средств на ее приобретение. Китайская техника, несмотря на попытки заместить западные поставки, не всегда подходит для российских условий из-за меньших размеров хозяйств в Китае и отсутствия у них энергонасыщенной техники, необходимой для больших площадей. Российские производители конкурентоспособны, но их техника пока не достигает мировых стандартов качества.
Процесс импортозамещения семян, направленный на снижение зависимости от иностранных поставщиков, болезненно сказывается на фермерах. Американские компании уже ушли с рынка, а европейские поставщики требуют преференций. Хотя для государства это стратегически верное решение, поскольку селекция – это процесс, требующий десятилетий, фермеров уже сейчас переводят на отечественные семена. Субсидированные кредиты предоставляются только на семена отечественной селекции, а поставки зарубежных семян ограничиваются квотами. Это приводит к снижению выручки с гектара для фермеров. Несмотря на опасения, что Россия может превратиться из экспортера в импортера пшеницы, Никита Токмаков считает это преувеличением. Он отметил, что риски связаны скорее с падением рентабельности, чем с семенами.
В прошлом году Россия была крупнейшим экспортером пшеницы в мире, и аграрное сообщество, несмотря на трудности, значительно развито по сравнению с ситуацией 20-летней давности.
По оценке Никиты Токмакова, запас прочности у воронежских аграриев исчерпан, и текущий год может стать последним перед продажей бизнеса и поглощением слабых хозяйств сильными. Однако отрасль в целом не рухнет. По десятибалльной шкале он оценил положение дел в аграрном секторе на троечку-четверочку, объясняя это влиянием экономической ситуации и тем, что растениеводы оплачивают инфляцию, поскольку цены на продукты питания демпингуются. Он также отметил, что сети сильно выкручивают руки фермерам, поскольку те находятся в слабой позиции.
Если бы у него была возможность обратиться к руководству страны, он бы попросил снять экспортные пошлины, поскольку текущее регулирование рынка скорее отрицательно сказывается на отрасли.Ранее мы писали, что в 1992 году газета «Воронежский курьер» сообщала о конфликте между крестьянами Воронежской области и областной администрацией. Аграрии выдвинули 14 требований к чиновникам, среди которых были снижение НДС на продукцию АПК и обеспечение ценового паритета. Организатор Шмойлов заявил, что на акцию протеста на площади Ленина, 1, собрались представители 18 сельских районов с целью заставить правительство вступить в переговоры.
В этот же период движение «Трудовая Россия» поддержало протестующих, выступив за восстановление СССР. К пикетчикам вышли представители областной администрации, включая губернатора Александра Ковалева, который пригласил их для обсуждения проблем агропромышленного комплекса.