Культовый набор советской посуды скрывал мрачную тайну, которую не знали поколения хозяек
Что скрывается за знакомым с детства фарфоровым узором
Один из самых известных в России сервизов, "Кобальтовая сетка", появился на Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ) в 1944 году. Его создание связано с историей блокадного Ленинграда и работой молодой художницы Анны Яцкевич, которой поручили разработать новый дизайн к двухсотлетию предприятия.
Вместо традиционных цветочных мотивов художницу вдохновил суровый облик осажденного города. Перекрещенные бумажные ленты на окнах и лучи прожекторов, прорезающие ночное небо Ленинграда, легли в основу геометрического узора, получившего название "сетка". Так трагический опыт блокады трансформировался в изящный орнамент.
Ключевую роль в дизайне сыграла кобальтовая краска. До обжига этот пигмент выглядит неприметным черным. Однако после нанесения под глазурь и высокотемпературного обжига в печи при почти 1400°C, происходило удивительное преображение. Черный цвет превращался в насыщенный, глубокий синий, ставший визитной карточкой сервиза.
В точках пересечения кобальтовых линий Анна Яцкевич разместила миниатюрные звездочки из 22-каратного золота. Эти элементы символизировали вспышки надежды и предвестник салюта Победы, добавляя узору особый смысл.
Мировое признание пришло к "Кобальтовой сетке" в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе. Фарфоровый сервиз, отмеченный за свою форму и уникальный узор, получил золотую медаль. Жюри высоко оценило его лаконичность и гармоничность. Однако сама Анна Яцкевич не увидела этого триумфа, скончавшись в 1952 году.
Этот узор сохранил свою актуальность до наших дней. Сейчас "Кобальтовая сетка" является визитной карточкой Императорского фарфорового завода, как ранее назывался ЛФЗ, и остается одним из наиболее узнаваемых российских сувениров. Ознакомиться с подлинными изделиями и историей их создания можно в музее завода в Санкт-Петербурге.