Три года под наставником: воронежские медики о принудительной отработке с марта 2026
Новый закон, обязывающий выпускников медицинских вузов проходить трёхлетнюю отработку, подписанный в ноябре 2025 года, вызвал активные дискуссии среди медиков и учащихся. Это нововведение вступит в силу с 1 марта 2026 года. Оно предписывает, что студенты, учившиеся за счёт государственного бюджета, после получения диплома будут обязаны в течение трёх лет работать в государственных медицинских учреждениях под руководством опытного наставника. Об этом сообщает Вести Воронеж.
Это требование, которое станет действующим с 1 марта 2026 года, распространяется на тех, кто завершил обучение по программам специалитета, а также на некоторых ординаторов. Сейчас Минздрав занимается составлением перечня специализаций, где будет обязательным наставничество. Для студентов, оплачивавших своё обучение, обязательная отработка не предусмотрена, однако их ожидает более трудная и продолжительная первая аттестация по истечении пяти лет после выпуска.
Студенческое сообщество негативно восприняло данный закон. В Москве после анонсирования изменений многие студенты начали уходить из медицинских вузов, чтобы избежать обязательной работы. В Воронеже таких случаев замечено не было. Местный Минздрав подтвердил отсутствие массовых отчислений и регистрации подобных ситуаций.
Это новое правило оказалось непредвиденным для школьников, собирающихся поступать в медицинские учебные заведения. Они по-прежнему хотят стать врачами, но выражают обеспокоенность по поводу предстоящих изменений в учебном процессе и начале их профессиональной деятельности.
Будущая студентка Алина поделилась своим мнением о нововведении:
Я понимаю, что придётся работать три года под наблюдением наставника, но пока это не останавливает меня. Хочу идти в медицину, только немного переживаю, - рассказала Алина.Среди студентов медицинских университетов существуют разные точки зрения на эту инициативу. Некоторые полагают, что первые годы после выпуска являются наиболее трудными, и поддержка опытного специалиста им нужна. Другие находят закон нечётким и сложным, что вызывает у них многочисленные вопросы.
Студентка третьего курса высказала надежду, что закон будет реализован эффективно:
Это будет полезно, если всё не пустят на самотёк и не сделают формальностью, - поделилась студентка третьего курса.Также возникают тревоги по поводу возможного ограничения свободы выбора. Молодые специалисты опасаются, что им предстоит выполнять монотонную работу вместо углублённого изучения своей профессии. Продолжительная обязательная практика может, по их мнению, помешать им создать семью, обеспечить финансовую стабильность и выбрать желаемую специализацию. Эти волнения особенно характерны для студентов, изначально нацеленных на определённое направление в медицине.
Студентка четвёртого курса выразила свою обеспокоенность по этому поводу:
Самое интересное, как же данный закон может повлиять на выбор специальности. Я с ранних курсов определилась с направлением. Будет очень обидно, если в ординатуру студентов-медиков станут отправлять, исходя из нужд региона, а не их собственного желания. Мне лично будет жаль потраченных сил и времени, - поделилась студентка четвёртого курса.Опытные медики более сдержанно оценивают новый закон, отмечая как его преимущества, так и недостатки. Они признают значимость наставничества в медицинской сфере, поскольку оно способствует приобретению молодыми специалистами практических навыков работы с больными, ведения документации и принятия решений в сложных ситуациях. Тем не менее, по их мнению, наставники должны быть мотивированы передавать свой опыт, иначе закон может превратиться в простую формальность, и выпускники не получат необходимого обучения.
Врач-терапевт из диагностического центра подчеркнул важность стимулов для наставников:
Наставничество эффективно, потому что без практики теория мало полезна. Однако, чтобы наставники были заинтересованы в таком взаимодействии, им нужно оплачивать работу. При этом у молодых специалистов должна быть возможность самостоятельно выбирать их, - поделился врач-терапевт из диагностического центра.Тем не менее, другие врачи выражают скептицизм относительно эффективности этого закона. Часть медиков предполагает, что молодые кадры могут стать лишь дополнительной обузой для наставников. Есть опасения, что выпускники будут преимущественно заниматься оформлением документов, вместо того чтобы получать полноценный практический опыт.
Рентгенолог и терапевт-узист высказали свои размышления о потенциальных сложностях внедрения закона:
Задумка как будто не плохая - повысить качество образования, решить проблему дефицита кадров. Но, как обычно, хорошая задумка столкнётся с реальностью. Маловероятно, что выпускники платной формы обучения захотят ехать в деревни или другие города, если в их регионе нет возможности пройти наставничество по своей специальности. Они могут просто уйти из медицины в более прибыльные направления, - отметили рентгенолог и терапевт-узист.Данный закон также повлияет на систему распределения медицинских работников. Ожидается, что после заполнения всех вакансий в крупных городах, выпускников будут направлять работать в сельскую местность. Для того чтобы молодые специалисты могли качественно подготовиться и освоить профессию, условия труда в сёлах должны быть сопоставимы с городскими.
Большинство медицинских работников согласны, что финансовое стимулирование играет ключевую роль. Без него наставничество рискует стать формальным, а интерес молодых специалистов к получению знаний у более опытных коллег может угаснуть.
Врач-гинеколог дала всестороннюю оценку текущей ситуации:
Идея понятная: молодому врачу действительно нужен опытный специалист рядом. Но всё зависит от того, на кого он попадёт. Наставника нужно мотивировать, иначе никто не захочет растить себе конкурента. Люди уходят из медицины из-за низких зарплат, стресса и отсутствия поддержки. В сёлах работать не легче, поэтому сокращение сроков выглядит странно. Выпускники тоже воспринимают нововведение тяжело: розовые очки снимаются, когда остаёшься с пациентом один на один, - отметила врач-гинеколог.Несмотря на то, что закон призван улучшить профессиональное становление, отношение к нему среди медицинского сообщества и студентов остаётся настороженным. Будущие специалисты ожидают прозрачной и справедливой системы, но беспокоятся, что их будут рассматривать как просто дополнительный рабочий ресурс, а не как обучающихся профессионалов. Опытные врачи видят плюсы в поддержке молодых коллег, но большинство из них подчёркивают, что без адекватных условий и достойного вознаграждения такая система не сможет функционировать продуктивно.
Однако, ряд экспертов всё же выражают надежду, что при грамотной организации и действенной поддержке данная инициатива поможет выпускникам более уверенно начать профессиональную деятельность. Конкретных решений по этим вопросам пока не существует, поэтому ближайшие годы будут иметь определяющее значение.
Напомним, с 1 сентября 2025 года правительство получило полномочия напрямую регулировать платные места в высших учебных заведениях. Это нововведение, затронувшее 46 специальностей, таких как экономика и юриспруденция, направлено на улучшение качества образования и его соответствия потребностям экономики.