Progorod logo

Умер авиастроитель, 60 лет собиравший легендарные самолеты: от сверхзвукового Ту-144 до президентских бортов

00:44 10 декабряВозрастное ограничение16+
Филиал ПАО "Ил" - ВАСО с сайта cdnstatic.rg.ru

В Воронеже ушел из жизни Анатолий Супонецкий, который провел более шестидесяти лет на Воронежском авиационном заводе. Ему был 81 год. На предприятии он курировал процесс финальной сборки самолетов. За свои заслуги Анатолий Исаакович был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Свой долгий трудовой путь он завершил прошлым летом, вскоре после своего юбилея, как сообщает Российская газета.

Под его руководством в Воронеже осваивали сборку первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а также широкофюзеляжных лайнеров Ил-86. Он также участвовал в создании "президентских" версий Ил-96 и налаживании стратегически важного партнерства в рамках проекта российско-украинского самолета Ан-148, что помогло заводу выстоять. Последнее десятилетие его деятельности было посвящено разработке российского транспортного воздушного судна Ил-112В.

С 1985 года Анатолий Супонецкий возглавлял седьмой цех, откуда новые самолеты отправлялись на испытательные полеты под традиционную мелодию "Прощания славянки". После ухода с поста начальника цеха он занял должность помощника руководителя, продолжая делиться накопленным опытом и вдохновлять весь коллектив. Его имя было известно каждому сотруднику завода, от простых рабочих до высшего руководства. Анатолий Исаакович отличался яркой индивидуальностью и способностью выражать мысли емко и остроумно, в то время как другие не решались или не находили нужных слов. Его точные и мудрые замечания, сделанные на диспетчерских совещаниях, до сих пор вспоминаются на заводе с большим уважением.

Анатолий Исаакович олицетворял огромную эпоху истории нашего завода, оставил добрый след в сердцах тысяч коллег - от рядовых рабочих до великих авиаконструкторов… О Супонецком знает каждый сотрудник, о нем будут рассказывать новым поколениям самолетостроителей как о легендарной личности, внесшей огромный вклад в сохранение и развитие авиастроения на воронежской земле, - отметили в филиале ПАО "Ил" - ВАСО.

Анатолий Супонецкий родился в Комсомольске-на-Амуре, где его отец трудился на авиационном заводе. Там же Анатолий Исаакович начал свою рабочую карьеру, сначала обучаясь в техникуме, а затем работая токарем на предприятии. Позднее он переехал в Воронеж и в 1961 году стал учеником слесаря на Воронежском авиазаводе. Он вспоминал, что в те годы к отделу кадров стояли большие очереди. За исключением службы в армии, Анатолий Исаакович прошел все ступени карьерного роста: был мастером во время постройки первого серийного Ту-144, а после окончания политехнического института последовательно занимал должности начальника участка, затем руководителя агрегатно-сборочного производства, и в конечном итоге - возглавил финальную сборку.

Я пришел на завод, когда запускали ракетоносец Ту-128 и серийный грузовой десантный Ан-12. Потом пошли другие самолеты. Ту-144 для меня вообще песня: новые на тот момент технологические процессы, инструмент, оборудование, очень мощные и сильные конструкторы, заново обученный коллектив. Мы перешли на совсем другую систему работы: когда стыковали первый Ту-144, у меня были стремянки, которые подкатывались к самолету на воздушных подушках. (Всего в Воронеже выпустили 16 сверхзвуковых лайнеров.) Затем был первый широкофюзеляжный Ил-86, всего их мы сделали 103 штуки. За ним - Ил-96, - рассказывал Анатолий Исаакович, получая в 2022-м медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

В начале 2000-х годов под его руководством было запущено производство среднемагистральных самолетов Ан-148 (на заводе собрали 35 таких машин), проведена модернизация известных самолетов Ил до удлиненной модификации Ил-96-400, а также осуществлялась сборка опытных образцов Ил-112, что является редкой практикой для предприятий, специализирующихся на серийном производстве.

Ему было присвоено звание Почетного гражданина Левобережного района Воронежа, а также вручены медаль "Ильюшин Сергей Владимирович", являющаяся высшей наградой "Авиационного комплекса имени С. Ильюшина", и почетная "Благодарность от земли воронежской". Однако его труд был мотивирован не стремлением к почестям или признанию.

Нужно уважать свою страну и свою работу. Я горд, что не просто так прожил жизнь - строил самолеты, - признавался ветеран.
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: