Progorod logo

«Век бы его не видать»: как в Воронеже исчез институт участковых после акции «Узнай своего участкового»

18:22 8 ноябряВозрастное ограничение16+
Игорь ФИЛОНОВ с сайта files.moe-online.ru

В Воронеже наблюдается дефицит участковых уполномоченных, что негативно сказывается на профилактике и раскрытии преступлений. Жителям часто неизвестны их участковые, и эта ситуация признается неблагоприятной. На рубеже 2010-х годов в городе проводилась акция "Узнай своего участкового", в рамках которой размещались информационные стенды с данными сотрудников, что способствовало укреплению связи населения с правоохранительными органами. Однако сейчас такая практика отсутствует. Об этом сообщает МОЁ. Оnline Воронеж.

Отсутствие тесного взаимодействия с гражданами препятствует эффективной борьбе с преступностью, поскольку криминальную обстановку часто формируют определенные группы лиц. Выявление и контроль за такими группами является прямой обязанностью участковых инспекторов. В условиях активной внутренней и внешней миграции без содействия местных жителей эта задача становится крайне сложной.

Для освоения участка полицейскому требуется не менее двух-трех лет, чтобы накопить профессиональный опыт, наладить источники информации и установить доверительные отношения. Однако в данной службе, которая по значимости уступает только уголовному розыску, наблюдается высокая текучесть кадров. Участковые часто меняются, что не позволяет им досконально изучить свои участки, и эта проблема характерна не только для новых жилых комплексов.

Почти во всех регионах России, включая Воронежскую область, ощущается серьезная нехватка участковых. По данным исследования проекта "Если быть точным", средний дефицит кадров по стране составляет 36%, при этом реальные цифры, вероятно, выше. За последние два года около 10 тысяч сотрудников могли покинуть службу. Среди увольняющихся встречаются и опытные кадры: каждый второй, покинувший МВД в 2024 году, имел выслугу более 10 лет. Основными причинами ухода являются значительно превышенная нормативная нагрузка, относительно низкая медианная зарплата (ниже, чем у учителей и врачей) и ненормированный график работы.

Ситуацию в полку участковых характеризуют и часто закрытые двери опорных пунктов полиции или патрульных участков, где должны вестись прием граждан в вечернее время и работа с задержанными. По наблюдениям автора, окна таких пунктов часто темны или плотно зашторены, а двери закрыты. Возможно, закрытие дверей связано с нежеланием сотрудников принимать обращения граждан и отчитываться по ним перед руководством.

Средний участковый обрабатывает 280 обращений в год, выезжая на место и оформляя документы вручную, подобно временам царского министра МВД Горемыкина, поскольку цифровизация слабо затронула эту службу. В прошлом опорные пункты милиции работали до позднего вечера, иногда до 22-23 часов и позже. Там постоянно дежурили участковые, инспекторы ИДН, а также представители общественности, включая сотрудников ДНД и внештатников. Современные реалии изменились: дНД прекратили свое существование, с внештатными сотрудниками также возникли сложности, а доставлять правонарушителей в пункты практически некому, так как патрули полиции на улицах стали редкостью, и в ППС также наблюдаются кадровые проблемы.

Слухи о принудительной мобилизации в органы МВД периодически появляются, но тут же опровергаются. В СССР подобная практика называлась партийным или комсомольским призывом и использовалась для целевого набора в МВД, КГБ и Вооруженные силы. Понятно, что такие предложения возникают не от хорошей жизни. Вероятно, часть кадровых проблем МВД будет решаться за счет демобилизованных солдат и офицеров после завершения СВО, и к этому, по всей видимости, следует готовиться уже сейчас.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: