Цена чистоты: тарифы за вывоз отходов в России могут вырасти в 10 раз - с чем это связано?
Нехватка инфраструктуры и разногласия бизнеса с государством толкают тарифы на мусор вверх
Россия сталкивается с нарастающим кризисом в сфере обращения с отходами. Жителям многих городов следует готовиться к значительному росту платежей за вывоз мусора, который в некоторых случаях может увеличиться в десять раз. Причина такого резкого подорожания кроется в глубоком системном сбое в национальной отрасли переработки отходов.
Запущенный в 2019 году национальный проект по обращению с бытовыми отходами ставил амбициозные цели: всеобщая сортировка мусора и переработка 25% отходов к 2030 году. Однако эти планы остаются нереализованными из-за критического дефицита необходимой инфраструктуры.
Ежегодно в стране не перерабатывается около 14 миллионов тонн мусора. Из этого объема примерно 2,5 миллиона тонн составляет пластик, который потенциально мог бы быть использован повторно. Для ликвидации этого разрыва требуются колоссальные инвестиции - строительство новых мусороперерабатывающих комплексов оценивается в 900 миллиардов рублей.
Основное финансовое бремя на данный момент ложится на бизнес через экологический сбор. Однако вокруг этой системы возник серьезный конфликт. Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) открыто заявляет о завышенных ставках экосбора, утверждая, что расчеты Министерства природных ресурсов (Минприроды) часто не соответствуют реальным затратам на утилизацию.
Ожидаемый осенью проект правительства предполагает резкое повышение ставок для 52 категорий товаров. Так, платежи за текстильные изделия могут вырасти в пять раз, за бумагу и картон - в шесть раз, а за стеклянную продукцию - в два раза.
Российский экологический оператор (РЭО) прогнозирует, что эти изменения приведут к увеличению розничных цен лишь на 1,5%. Представители бизнеса, напротив, настроены гораздо менее оптимистично, оценивая возможное подорожание в диапазоне от 5% до 30%. В некоторых отраслях платежи могут вырасти с десятков до сотен миллионов рублей.
Производители имеют возможность организовать собственную систему утилизации вместо уплаты сбора. Но эта альтернатива демонстрирует серьезные недостатки. Из 600 зарегистрированных компаний-утилизаторов менее 200 прошли полноценную проверку Росприроднадзора и могут подтвердить эффективность своей переработки. В результате многие предприятия предпочитают просто платить сбор, избегая сложностей с организацией собственной утилизации.
Система расширенной ответственности производителей, действующая с 2015 года, показывает низкую эффективность. Например, в 2019 году из 160 тысяч компаний, обязанных предоставлять отчетность, это сделали лишь 15 тысяч организаций. Это свидетельствует о серьезных пробелах в соблюдении правил и контроле.
Пока государство и бизнес не могут достичь согласия в вопросах финансирования переработки, основным источником средств для создания инфраструктуры остаются платежи населения. Деньги на строительство новых мусороперерабатывающих заводов будут поступать из графы "обращение с ТКО" в коммунальных квитанциях, как отмечают эксперты.
Без создания новых мощностей по переработке отходов рост тарифов становится неизбежным. Решение проблемы видится в налаживании конструктивного диалога между властью и предпринимателями, повышении прозрачности системы и ускорении темпов строительства современных перерабатывающих предприятий.
Что еще стоит узнать: Четыре беспилотника атаковали Воронежскую область: губернатор рассказал о ночной операции ПВО В 44 года трагически погиб экс-нападающий воронежского "Факела" Максим Бондаренко Что происходит в двигателе, когда вы смешиваете 92-й и 95-й бензин: правда, которую скрывают на заправках Почему детей с этими именами боялись называть вслух — древняя традиция, которую забыли современные родители Продали всё и рванули в Крым за друзьями: через 9 месяцев вернулись с пустыми карманами — вот что их сломало